Суббота, 20.04.2024, 13:03
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » Опыты работы

Плешань М.С. «Роль сказки в развитии познавательных и речевых умений»
05.02.2012, 15:54

Информационная карта передового педагогического опыта.


1 Автор опыта

 Плешань Марина Сергеевна, воспитатель МДОУ д/с №32 ст. Медведовская  

2 Адрес

Краснодарский край. Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Пролетарская№5а 

   Теоретическая интерпретация опыта

3 Название опыта работы

«Роль  сказки в развитии познавательных и речевых умений ».

«Любимые сказки»- работа, направленная на повышение интереса детей к художественной литературе, сказкам и развитие познавательных и речевых умений дошкольников в процессе работы с литературными произведениями .

4 Цель и задачи                                     

Цель данного опыта работы – повышение интереса  детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

Основными задачами опыта работы являются:

Данный подход, по мнению автора, способствует решению основных задач по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:
- закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;
- расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений /рассказ, сказка, басня, загадка, пословица/;
- формировать воссоздающее воображение;
- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
- помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые мотивы поступков;
- помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения;
- пробуждение интереса к звучащему слову; потребности в речевой активности, в культуре общения;
- формирование звуковой культуры речи; - уточнение, расширение и активизация словаря детей;
- совершенствование диалогической и монологической речи - обобщение представлений детей о личности писателей и поэтов и их книгах;
- сообщение детям новых сведений о писателях, поэтов и их книгах.
- формирование представлений о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности,
- учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, передавать в рисунке образы сказки, самостоятельно выбирать эпизод для изображения, добиваться более полного его выражения. Создавать эмоционально-образное настроение, развивать воображение, творчество.
- учить лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки.

5 Сущность

Данный опыт ориентирован на развитие ребенка и формирование готовности к саморазвитию. Процесс обращения к книге – это позитивный момент жизни. С книгой связано множество увлекательных занятий, но чтобы перейти к этим занятиям, необходимо внимательно прочесть произведение. Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр. 

6 Новизна

Материал работы посвящен проблеме недостаточной, методической, диагностической, дидактической оснащенности для организации целенаправленного, содержательно-наполненного целостного педагогического процесса, направленного на духовно нравственное воспитание. В современной литературе практически не т информации о оценки целостных ориентаций ребенка дошкольника, автором подобранным диагностические методики  позволяющие оценить эффектность развития ребенка в области духовно-нравственном воспитании

 7 Результативность

     Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей , узнать традиции и обычаи народов. Знакомясь со сказками, дети начинают понимать, что вечные категории «добро» и «зло».Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а по рой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах. Развивающая среда пополнилась атрибутами для сказок, дидактическими и сюжетно –ролевыми играми, шапочками для драматизаций.

8 Творческие находки автора

Положенными в содержании опыта, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.  Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.

9 Источник информации

Педагогический совет ДОУ №32, методический совет Управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район

10.Экспертное заключение

 Концепция Модернизации российского образования и Концепция дошкольного воспитания выделяют в качестве важнейшего направления современного развития общества гуманизацию образовательной системы.  Важнейшим же средством реализации этого направления  определён путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития – включение ребёнка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических и социальных оценок. Следовательно, речь идёт о приобщении к музыке, живописи, театру и – в первую очередь –  к художественной литературе.

            Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой -  вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. \\Опыт работы помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге  и интеллектуальное развитие дошкольников.

   Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

    Принцип комплексности – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими разделами и программы , как РЭМП, развитие речи, экология, социально-нравственное развитие, мир природы, изобразительная деятельность.

   Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового  взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

 

11.  Эксперт:  методист ИМЦ Шульженко Т.Ф.

12.  Научный  руководитель  нет.

 

 

             Руководитель МДОУ д/с №32                           Л.В. Житлова

Категория: Опыты работы | Добавил: Olga | Теги: методическая копилка
Просмотров: 2388 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]